Реализм

  В 40-е годы XIX в. влиятельным течением становится реализм. Его основой стали непосредственное, живое и непредвзятое восприятие и правдивое отражение реальной действительности. Как и романтизм, реализм критиковал действительность, но при этом он исходил из самой действительности, в ней же и пытался выявить пути приближения к идеалу. В отличие от романтического героя, герой критического реализма может быть аристократом, каторжником, банкиром, помещиком, мелким чиновником, но он всегда - типичный герой в типичных обстоятельствах.

  Реализм XIX века, в отличие от эпохи Ренессанса и Просвещения, по определению А. М. Горького, является прежде всего реализмом критическим. Главная его тема - разоблачение буржуазного строя и его морали, пороков современного писателю общества. Ч. Диккенс, В. Теккерей, Ф. Стендаль, О. Бальзак раскрыли социальное значение зла, видя причину в материальной зависимости человека от человека.

  Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить «карьера» Жульена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л. Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

  Вершиной критического реализма стало творчество выдающегося французского романиста Оноре де Бальзака, автора цикла романов под общим названием «Человеческая комедия». Создав 98 из задуманных им 150 романов о жизни современной ему Франции, Бальзак совершил творческий подвиг, отразив характеры и обычаи своего времени. Он не только дал широкую и глубоко правдивую панораму жизни его эпохи, но и открыл нравственные истины, имеющих общечеловеческое значение.

  Блестящие образцы социального романа дали Ф. Стендаль ( «Красное и черное»), Г. Флобер ( «Мадам Бовари»), Ги де Мопассан ( «Жизнь») во Франции, Ч. Диккенс ( «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд »), В. Теккерей (« Ярмарка тщеславия ») в Англии. В России к реализму пришел А. С. Пушкин, который «романтизма отдал честь», за ним - Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.